Историческая справка
ООО «ПК “Промтрактор” – крупнейшее промышленное предприятие, входящее в состав Концерна «Тракторные заводы». Чебоксарский завод промышленных тракторов создавался, строился, формировался в 70-80-х годах, как единственный завод-гигант тяжелого промышленного тракторостроения в СССР. На его создание были направлены усилия всей отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, партийных и правительственных органов страны и республики. Завод строился с целью обеспечения горнодобывающей, нефтегазовой промышленности и строительной индустрии отечественной техникой.
Крупномасштабное развитие топливно-энергетических и горнодобывающих отраслей; большой объем мелиоративных работ, освоение природных ресурсов и сырьевых баз в Сибири и Казахстане, на Крайнем севере и Дальнем востоке, строительство газо-нефтепроводов потребовало создания и промышленного производства мощной передовой техники: бульдозерно-рыхлительных агрегатов и трубоукладчиков.
Удобное географическое положение, высокая плотность населения, наличие энергетической базы обусловили выбор места под строительство завода мощных промышленных тракторов в городе Чебоксары.
Строительство Чебоксарского завода промышленных тракторов было начато 12 января 1972 года на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 606 от 3 августа 1966 года “Об ускорении развития в 1966-1970-х гг. производства тракторов, самоходных шасси и запасных частей к ним” и № 157 от 29 февраля 1972 года “О строительстве 1 очереди ЧЗПТ и реконструкции Волгоградского моторного завода МТСХМ”.
Постановлением ЦК ВЛКСМ стройка была объявлена Всесоюзной Ударной Комсомольской.
Одновременно со строительством завода начиналось и формирование коллектива будущих тракторостроителей. Приказом по Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР от 21 октября 1971 года № 276 была организована Дирекция строящегося ЧЗПТ. Директором назначили Виктора Тимофеевича Десятова, освободив его от должности директора Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей, имевшего опыт в управлении строительством Асуанской плотины в Египте. На роли ведущих технических специалистов были приглашены опытные специалисты машиностроители из Челябинска (ЧТЗ), Павлодара (ПТЗ), Волгограда (ВГТЗ), Петрозаводска (ПТЗ),Рубцовска (АТЗ), с предприятий города Чебоксары. С января 1972 года начался прием рабочих, инженерно-технических работников, служащих, специалистов и руководителей. Молодые специалисты из ведущих вузов и техникумов страны направлялись на новое предприятие.
30 декабря 1974 года в эксплуатацию строители сдали первый производственный комплекс, включая сдаточный корпус, на производственных площадях которого были созданы основные цеха по изготовлению деталей и узлов, а также сборке опытных тракторов Т-330. Здесь 30 апреля 1974 года заработали первые станки, а с января 1975 года началось изготовление деталей, в основном, корпусных, для первых тракторов. Основные узлы и системы по приказу Министерства изготавливались предприятиями отрасли, в том числе агрегаты бульдозера –навесное оборудование - на Челябинском заводе дорожных и строительных машин
Конструкция трактора Т-330, разработанная в Челябинске, отрабатывалась молодым отделом главного конструктора под руководством Емельяненко Владимира Васильевича.
25 октября 1975 года завершилась сборка первого Т-330. Эта дата стала днем рождения Чебоксарского завода промышленных тракторов.
К 1976 году на введенных производственных площадях ЧЗПТ было сдано в эксплуатацию технологического оборудования на 20 млн, рублей, освоено изготовление около 3 тысяч наименований деталей и 25 узлов трактора, численный состав завода вырос до 5 тысяч человек. Было создано 32 отдела, 7 служб, 13 цехов.
На базе трактора Т-330 Отделом главного конструктора в 1974 году был спроектирован трактор-трубоукладчик, предназначенный для укладки труб большого диаметра в траншею, сопровождения очистных изоляционных машин и выполнения подъемно-транспортных работ на магистральных газо- и нефтепроводах. Первый опытный образец трактора ТТ-330 собрали 7 мая под трубоукладчик ТГ-502 грузоподъемностью 50 тонн ТТ-330 отправлялись в Стерлитамак для установки навесного оборудования. В феврале 1980 года после прохождения государственных испытаний комиссия рекомендовала трубоукладчик к серийному производству.
В 1976-80 гг. перед тракторостроителями стояли задачи организации серийного производства тракторов Т-330, создания мощностей на основных производствах: литейном, механо-сборочном, прессово-сварочном, инструментальном, механо-обрабатывающем. В новом производственном корпусе площадью почти 20гектар - в прессово-сварочно- сборочном в апреле 1980 года запустили главный конвейер.
Производственные цеха оснащались прогрессивным технологическим оборудованием как отечественного, так и зарубежного производства. Около 40 предприятий страны и десятки зарубежных фирм поставляли строящемуся заводу новейшее технологическое оборудование.
С апреля 1981 года Чебоксарский завод промышленных тракторов приступил к выпуску тракторов Т–330 со смещенной кабиной по доработанной документации 46-5ВС с двигателями Волгоградского моторного завода мощностью 330 л.с.. До конца года была выпущена первая промышленная партия тракторов в 350 ед. В целях удовлетворения требований потребителей, конструкция тракторов Т-330 постоянно усовершенствовалась, проходила модернизацию. Тракторы Т-330А выпускались до 2003 года.
С 1978 года конструкторами велись проработки по трактору Т-500 , первые опытные образцы, которых были собраны в 1980г. во вновь построенном экспериментальном корпусе, где в дальнейшем собирались все новые опытные тракторы.
В марте 1981 года отдел главного конструктора ЧЗПТ был преобразован в Головное специализированное конструкторское бюро (ГСКБ) по тяжелым промышленным тракторам, которое с 1976 по 1996 г. возглавлял Генеральный конструктор Юрий Дмитриевич Егоров.
Обеспечение Чебоксарского завода промтракторов основными заготовками – стальными и чугунными отливками было предусмотрено Литейному производству ЧЗПТ, а штамповками и поковками - Камышинскому кузнечно-литейному заводу.
24 мая 1977г. в ремонтно-литейном цехе ЧЗПТ была проведена первая плавка чугуна, а 30 сентября – плавка стали. 6 октября 1982 года сданы первые мощности, проведена плавка в Цехе тяжелых стальных отливок на 120 тыс. тонн отливок в год.
Статус действующего предприятия ЧЗПТ получил на основании приказа Министерства тракторного и сельхозмашиностроения № 505-к от 7 июля 1980 года “ О вводе ЧЗПТ в постоянную эксплуатацию”. В 1985 году Постановлением и Приказом МТСХМ № 490 от 30 декабря “О генеральной схеме управления тракторным и сельско-хозяйственным машиностроением” завод был преобразован в Производственное объединение ПО “ЧЗПТ”. С 1980 по 1985 год заводом руководил Георгий Марьянович Пилярский.
Одновременно со строительством завода велось интенсивное строительство жилого микрорайона в юго-восточной части города Чебоксары. Новоюжный район, который вырос в 70-80 годы по праву можно назвать тракторозаводским.
Строились жилые дома, детские сады, школы, дороги, путепровод. Всего было построено 21 дошкольное учреждение на 6580 мест и 12 общеобразовательных школ на 12 тыс. мест.
Молодые специалисты и рабочие обеспечивались общежитиями, в том числе малосемейными домами. С 1974 по 1990 гг. было построено 757 тыс. кв.м. жилой площади, 13 общежитий на 8543 места и малосемейных домов на 76,7 тыс. кв. м.
В 1979 году открылось троллейбусное движение до завода. Объекты социально-бытового назначения и здравоохранения возводились быстрыми темпами: в 1978г. построена медсанчасть, в 1982 – профилакторий, в 1983 – поликлиника и дом быта, в 1984 – больничный комплекс, в 1986 – универмаг “Шупашкар”, в 1990 – оздоровительный лагерь “Белые камни”, в 1993 – дворец культуры тракторостроителей.
Руководили строительством, вводом в эксплуатацию и обеспечением жизнедеятельности этих объектов Зам. директора по строительству Григорий Моисеевич Болотин, зам. директора по быту и социальным вопросам Иван Иванович Долгушин, секретарь парткома завода, затем секретарь горкома, председатель Чебоксарского горисполкома Шалимов Станислав Владимирович.
В целях подготовки специалистов для ЧЗПТ были открыты Машиностроительный техникум, Профтехучилища № 19 и 23, Машиностроительный факультет в Чувашском госуниверситете.
С 1986 до 1995 года генеральным директором ПО “ЧЗПТ” был Ханиф Хайдарович Мингазов. В этот период предприятие перешло на хозрасчет, в производстве началось освоение узлов гидросистемы, навесного оборудования для тракторов, других комплектующих изделий, ранее поставляемых предприятиями отрасли. Повышались качество и надежность техники. В 1987 году ПО «ЧЗПТ» вышло на мировой рынок. Первые экспортные поставки осуществлены в Чехословакию, Венгрию, Болгарию, на Кубу. В связи с созданием и расширением сервисной сети обслуживания по всей стране, созданием учебного центра бульдозеристов повышался моторесурс наработки тракторов, а следовательно росла и репутация чебоксарской техники.
Правительством и ЦК КПСС было принято Постановление № 1231 от 12 декабря 1985 года, которым была определена программа разработки конструкции и постановки на производство нового семейства промышленных тракторов классов 25, 35, 50 тонн и их модификаций.
1985 году ГСКБ разработало основные концепции семейства промышленных тракторов Т-25.01, Т-35.01, Т-50.01 и их трубоукладочных модификаций. В этом году были изготовлены первые три трактора Т 25.01 классической компоновки с планетарной коробкой перемены передач. Через три года Госкомиссия рекомендовала его для производства с установлением высшей категории качества. На базе Т-25.01 созданы модификации трубоукладчика ТГ-321А (первый трактор собран в 1987 году) и мелиоративный ТМ-25.01 (1988 год). В 1989 году был изготовлен экспериментальный образец самоходного универсального роботизированного автономного шасси "СУРА", предназначенный для работы в условиях радиационного и химического заражения. В этом же году собран первый опытный трактор Т-50.01 (мощностью 750 л .с.). Трактор Т-35.01 принят к производству после завершения приемочных испытаний в 1991 году. А конструкторы завершили разработки уже нового трактора – колесного бульдозера КБ-25.02 и колесного погрузчика ПК-12 01, опытные образцы которых собраны соответственно в 1993 и 1994 гг. В начале 90-х годов они были поставлены на серийное производство.
В 1988 году с главного конвейера сошел 10-ти тысячный трактор. Быстрыми темпами шло наращивание мощностей, которые доведены в 1989 году до 2 тысяч тракторов в год. В ПО “ ЧЗПТ” за этот год было собрано 2020 тракторов. Численность коллектива достигла 25 тысяч человек.
Распоряжением Госкомимущества РФ № 312-р от 30.07.1992 года принято предложение о приватизации ПО “ЧЗПТ” путем преобразования его в Акционерное общество открытого типа – АООТ “Промтрактор”, которое было зарегистрировано Постановлением главы администрации Калининского района г Чебоксары 28.12.93 г за № 338.
2 февраля 1995 года в ДК тракторостроителей состоялось первое собрание акционеров. Был утвержден Устав Общества, избраны Совет директоров и Президент,. Им стал Ершов Валентин Александрович.
С июня 1998 года до марта 2001 г. генеральным директором ОАО «Промтрактор» был Виталий Владимирович Филиппов.
В конце 90-х годов с целью расширения возможностей ОАО “Промтрактор” по изготовлению и сбыту основной продукции было принято решение по созданию тракторов меньших тяговых классов 20 и 15 т.с., мощностью 290 и 240 л.с. В 1999 году завершена разработка конструкторской документации трактора Т-20.01Я и трактора Т-15.01Я. и трубоукладчиков номинальной грузоподъемностью 31 и 22 тонны .
Специалистам и руководителям ОАО “Промтрактор” Ю.Д. Егорову, В.Г. Новикову, В.П. Ярыгину, М.В. Максимову и В.В. Филиппову в 2000г. было присвоено звание Лауреатов государственной премии ЧР в области естественных и технических наук за создание и внедрение в производство гусеничных трубоукладчиков новых модификаций.
В марте 2002 года была начата разработка КД трактора Т-11.01Я и ко дню независимости Республики (23 июня 2002 года на “Трактор-шоу”) были представлены первые опытные образцы тракторов Т-11.01 под брендом “Четра”.
По результатам 2003 года, участвуя в Программе “100 лучших товаров России”, ОАО “Промтрактор” было награждено Дипломом 1 степени за трактор Т-11.01 “Четра” . Торговая марка “Четра-11” на конкурсе “Бренд года-2003” удостоена серебряной медали и Золотого знака на конкурсе “Марка качества Чувашской республики”
В январе 2004 г. два трактора Т-20.01 и Т-11.01 удостоены золотой медали в рамках международной программы “Золотая галактика” в области качества.
С июня 2005г. АО «Промтрактор» вошло в состав компании корпоративного управления – ООО «Концерн «Тракторные заводы».
Руководство Концерна «Тракторные заводы» приняло программу техперевооружения «Промтрактора», предусматривающую закупку обрабатывающих центров и многофункциональных станков фирмы «Yamazaki Mazak Corporation”. Это оборудование позволяет производить комплексную обработку металлических деталей на высокоскоростных режимах, повысить качество обработки, сократить время переустановки и переналадки оборудования на другую продукцию. На оборудовании «Mazak» освоено изготовление 1480 деталей, что позволяет снизить трудоемкость процесса изготовления в 3-5 раз.
Для наращивания производственных мощностей и повышения качества тракторной техники действующее производство основательно модернизируется и совершенствуется на всех уровнях. Производится перепланировка расположения оборудования с целью создания поточного изготовления деталей, компактного расположения цехов. Создаются участки изготовления конструктивно подобных деталей по замкнутому циклу.
Расширяются задачи оптимизации производства средствами системы «Упорядочение» (5S). Главной целью системы является выявление и сведение к минимуму всех потерь на каждом рабочем месте, связанных с недостатками в организации производства, пробелах в учете и движении деталей и заготовок, технологической оснастке, обеспечении надежной работы оборудования и выпуске продукции соответствующего качества под личной ответственностью каждого исполнителя.
По итогам республиканского смотра-конкурса по охране труда среди организаций Чувашии за 2007 год по первой группе организаций с численностью работающих свыше 2500 человек победителем признано ОАО «Промтрактор».
В 2006г. ОАО “Промтрактор” получил сертификаты, выданные международной организацией “ТЮФ Рейнланд Интерсерт” (TUV Rheinland InterCert), подтверждающие соответствие тракторной техники европейским нормам и стандартам. 8 февраля 2006 г. ОАО “Промтрактор” получило СЕРТИФИКАТ соответствия системы экологического менеджмента.
В 2008 г. Минпромэнерго Чувашии сформировало рейтинговую оценку деятельности организаций Чувашской Республики в области качества. Из 12 предприятий – участников «Промтрактор» занял второе место.
В 2008г. Получены сертификаты соответствия СЕ в компании TUV на бульдозеры Chetra 11C, Chetra 20С.
Трубоукладчик ТГ-122 стал почетным лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России-2009 в рамках Y Межрегионального форума «Стратегия и практика успешного бизнеса» в Чебоксарах. Достижения предприятия в этот период во многом определяла команда руководителей, выросших на заводе, во главе с Исполнительным директором Александром Ивановичем Титовым.
С августа 2009 года Исполнительный директор ОАО «Промтрактор» Сергей Петрович Щетников.
В 2010 году изготовлены опытные образцы модернизированных бульдозерно-рыхлительных агрегатов: Т-11.02В, Т-15.02В, Т-20.02К. В техническом развитии подготовлено производство на новые модели тракторов 6СТ315, Т-40.01, ТГ-511 и экскаватор ЭГП-230.
За 2012 год освоено производство следующих видов техники:
• Трактор сельскохозяйственного назначения класса 5.0 «Агромаш - Руслан»
• Экскаватор гусеничный полноповоротный ЭГП (23 тонны, 20 тонн)
• Телескопический погрузчик (ПТС-4012) • Погрузчик колесный (ПК –120. К1)
• Бульдозер с гидростатической трансмиссией (Т-11ГСТ)
• Комплекс гусеничной лесозаготовительной техники (ВПМ-130, СРМ-140, ЛП –150)
В инновационные проекты 2012 года вошли запуск роботизированного комплекса «Fanuc» по сварке крупногабаритных деталей и узлов на весь модельный ряд техники, выпускаемой на ОАО «Промтрактор», организация высокотехнологичного участка по изготовлению электрожгутов для техники, выпускаемой Концерном. С ноября 2012 года введено в эксплуатацию 8 высокопроизводительных обрабатывающих центров «Doosan» под освоение новых видов продукции сельхозтехники. В декабре запущен центр по сборке трансмиссий на тракторы сельскохозяйственного направления. Запущена современная высокопроизводительная линия полимерных покрытий – линия порошковой окраски фирмы «РПЕ».
В марте 2013 года на главном конвейере Сборочного цеха выпущена первая партия серийных экскаваторов Четра ЭГП 2326, а в июне на выставке в Москве «Строительная техника и технологии –2013» демонстрировались новый трактор бульдозер Т-6 и самосвал с шарнирно-сочлененной рамой С-33 грузоподъемностью 33,5 тонны.
С 2015 года на промышленной площадке «Промтрактора» разместилось производство гусеничных машин «Агромаш 90ТГ», перемещенное с Волгоградского тракторного завода.
Увеличение линейки тракторной техники, ее модельного ряда, многообразия и назначения для эксплуатационников позволили расширить географию продаж. Среди стран, куда техника раньше не поставлялась – Зимбабве, Ангола, Афганистан. Австралия, Гана, Уганда, Алжир, Ливия, Эфиопия, Южно-Африканская Республика и Южная Корея. Основное увеличение поставок происходит в страны Юго-Восточной Азии и Северной Африки. Эксклюзивным дистрибьютором всей продукции АО «Промтрактор» является специализированная торгово-сервисная компания Концерна «Четра», а гарантом обеспечения запчастями выступает ООО «Промтрактор – Сервис».
Более 28 тысяч машин Чебоксарского завода промышленных тракторов выпущено за 45-летний исторический период крупнейшего предприятия машиностроиетльной отрасли России.
Основные потребители техники “Промтрактора” это предприятия золотодобывающей промышленности: “Северовостокзолото”, ТОО “Компания Амурзолото ЛТД”, ОАО “Алданзолото”, АК “Алмазы России Саха”, АК “Золото Якутии”, ОАО “Лензолото”, ГП “Енисейзолото”, ОАО “Уралзолото” и др. Предприятия топливно-энергетического комплекса: Концерн “Кузбассразрезуголь”, Красноярскуглесервис, Якутуголь, Приморскуголь, Александрия уголь, Востсибуголь, Карагандауголь, Экибастузуголь, Донецкуголь, Новосибирскэнерго, Хабаровскэнерго и др. Предприятия металлургической промышленности: Магнитогорский комбинат, Лебединский ГОК, Стойленский ГОК, Михайловский ГОК, Вяземский ГОК, Комбинат “Печенеганикель”, Оленегорский ГОК, Соколовско-Сарбаевское ГПО, ГПО Южруда, Новолипецкий меткомбинат, ОАО “Северсталь”, ОАО “Алюминий Казахстана”.
Техника «Четра» хорошо зарекомендовала себя на объектах проекта «Сахалин-2» (Россия), федеральной трассы «Чита-Хабаровск» (Россия); на строительстве трубопроводов «Тайшет-Находка» (Россия), «Мундра-Дели» (Индия), «Атасу-Алашканькоу» (Казахстан-Китай), газопроводов «Северо-Европейский» (Россия-Германия), «Голубой поток» (Россия-Турция), «Южная Суматра-Западная Ява» (Индонезия), «Карачаганак-Аксай-Уральск» (Казахстан), нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (Казахстан-Россия).
Благодаря мощной поддержке и активному содействию Правительства Чувашской Республики АО "Промтрактор" участвует в реализации долгосрочных соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве между Кабинетами Министров ЧР и Республики Саха - Якутии, администрациями Кемеровской, Тюменской и Магаданской областей, РАО "Российский Никель".
С 2018 года управление «Промтрактором» осуществляется новой командой во главе с генеральным директором «Машиностроительной индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы» Водопьяновым Андреем Валентиновичем. За короткий период объемы производства выросли на 173%, продажи увеличились в три раза. Реализуется научно-исследовательский и опытно-конструкторский проект по серийному выпуску автоматической гидромеханической трансмиссии, осуществляется подготовка производства к третьему серийному выпуску модельного ряда бульдозерных агрегатов и изготовлению тракторов тягового класса -50 тонн.
С 1 сентября 2020 года в Концерне «Тракторные заводы» создано ООО Производственная компания «Промтрактор». Возглавил ее опытнейший производственник и организатор, прошедший трудовой путь на ЧЗПТ от мастера до Генерального директора Александр Иванович Титов.
«Промтрактор» гордится своими людьми: Заслуженный энергетик Российской Федерации Аврух Виталий Семенович, Заслуженный строитель РФ – Болотин Григорий Моисеевич Заслуженные машиностроители РФ Мингазов Ханиф Хайдарович, Филиппов Валерьян Филиппович, Цай Виктор Николаевич, Заслуженный рационализатор РФ Суворов Алексей Петрович, Почетные машиностроители РФ Стребуляев Борис Иванович, Белов Борис Федорович, Нестеров Вячеслав Петрович, Рябов Валерий Петрович, Волков Георгий Николаевич и другие - более 100 человек.
80 тракторостроителей награждены орденами, 91 - медалями «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть», более 100 человек – Заслуженные работники Чувашской Республики, 300 человек – золотые кадры Концерна «Тракторные заводы».
Почетные граждане города Чебоксары: Станислав Шалимов, Иван Долгушин, Олимпийская чемпионка Валентина Егорова.